Виссарион Яковлевич Шебалин

Виссарион Яковлевич Шебалин (1902-1963) - композитор и музыкальный деятель, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, среди учеников которого были А. Пахмутова, Т. Хренников, К. Хачатурян и другие, начинал свой музыкальный путь в Омске. Переехав в Москву, он учился в Московской консерватории у Н. Я. Мясковского и был активным членом «Ассоциации современной музыки».

Творчество Шебалина значительно. Созданные им произведения крупных форм - симфонии, сюиты, увертюры, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, хоровая музыка, кино, театральная и радиомузыка - принесли ему известность. Но особенно популярными стали его оперные спектакли, и среди них «Укрощение строптивой» по Шекспиру.

В 20-е годы только формировался творческий стиль композитора, и увлечение художественными принципами АСМ было вполне искренним.

Однако композитор, отдавая дань идеям АСМ, или, как называли их, «современничества», в основе творчества оставался последователем лучших традиций русской классической музыки, что позволило ему впоследствии создать произведения, отмеченные и оригинальностью музыкального языка, и отвечающие принципам реалистического советского искусства.



Давая оценку своим вокальным произведениям 20-х годов, В. Я. Шебалин пишет: «…Мое отношение к романсу проделало… некоторую эволюцию. Сперва - несколько модернистическая трактовка голоса и сопровождения, вычурность фактуры. Чем дальше, тем больше я стал стремиться к простоте и скромности… Но витиеватость выражения в 20-х годах была распространенной болезнью. Потом, в начале 30-х, это поветрие сменилось, наоборот, стремлением к крайней скупости, нарочитому аскетизму средств».

Из романсов начала 20-х годов характерен цикл «Два стихотворения» из А. Блока (1925).

Форма «стихотворения с музыкой», была широко распространена среди композиторов АСМ. Если для обычных романсов есть определенные признаки структурных приемов - повтор строф, соединение куплета и припева,- то в «стихотворении с музыкой» нет традиционных методов изложения. Это каждый раз решаемая чисто индивидуально, творческая задача.

Шебалин выбрал два стихотворения, образно контрастирующих между собой. Если первое, «Свирель запела», рисует светлый мир весны, когда благоухают «яблони в цвету» и жизнь представляется легкой, не обремененной заботами, то второе, «Поздней осенью из гавани», пове­ствует о трагической судьбе матроса, не принятого на борт корабля и засыпающего в снежном «в самом чистом, в самом нежном саване» первых зимних холодов.

«Шебалинские романсы этой поры, - пишет исследователь творчества композитора Н. Листова, - с их рафинированностью и интеллектуализмом… находятся в русле модернистских тенденций, типичных для представителей Ассоциации современной музыки 20-х годов.

© smadich
Конструктор сайтовuCoz